Как уволить Волочкову. Законопроект Минкультуры поддержан правительством
Согласно законопроекту, подготовленному министерством культуры,
в действующий Трудовой кодекс будет включена специальная статья по
"урегулированию труда творческих работников организаций кинематографии,
театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в
создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений". Согласно
законопроекту, "конкурсы на замещение должности творческих
работников" будут проводиться один раз в пять лет. Если "творческий
работник по результатам конкурса не избран на должность или не изъявил желания
участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается"
даже в том случае, если "трудовой договор был заключен на неопределенный
срок". Нововведения касаются прежде всего артистов балета, оперы, цирка и
драматического театра. Именно там сейчас больше всего сотрудников на бессрочных
контрактах. Конкурсная комиссия будет формироваться в каждом учреждении
самостоятельно. Ожидается, что туда войдут руководители, авторитетные
профессионалы и представители профсоюзов.
- Законопроект
сегодня поддержало правительство, - заявил на пресс-конференции министр
культуры Владимир Мединский.
Министр
напомнил, что о необходимости законопроекта говорили еще 20 лет назад, ведь из
разных форм трудовых отношений в учреждениях культуры предпочитают бессрочные
трудовые контракты, что лишает руководителей многих административных и
дисциплинарных рычагов воздействия на сотрудников.
- Бывает очень
сложно объяснить творческим людям, почему с одними из них хотят продолжать
работу, а другие - не выходят на сцену театра или арену цирка годами, - говорит
Мединский. - Творческие люди - не простой контингент. В последнее время, как вы
помните, громкие скандалы с работниками и Театра на Таганке, и Театра имени
Гоголя, и Театра Станиславского шли один за другим. Каждое увольнение или
попытка реорганизации были болезненными.
Министр
культуры напомнил и о том, что руководители учреждений культуры и сами
творческие люди, и законопроект позволит им не терять свое время на конфликты,
предложит системное решение вопроса. В течение года после принятия
законопроекта все творческие работники должны будут пройти конкурс. Исключения
составят актрисы с маленькими детьми до трех лет и беременные женщины.
Художественный
руководитель Александринского театра и один из инициаторов законопроекта
Валерий Фокин считает конкурс важным шагом, но не панацеей от всех театральных
бед. По его мнению, всем театрам в перспективе нужно перейти на срочную
контрактную систему.
- Во многих
труппах репертуарного театра требуется обновление, - считает Фокин. - Молодые
режиссеры зачастую не желают брать на себя руководство театрами, потому что у
них нет рычагов для формирования труппы, а репертуарный театр надо созидать
ежедневно, заниматься сменой и преемственностью поколений. Принятая сейчас мера
даст людям возможность раз в пять лет выйти на конкурс. У меня в театре, к
счастью, труппа сформирована хорошо, но есть и люди, которые по 10 лет не
выходят на сцену. Не вследствие возраста, о ветеранах мы заботимся, а потому,
что они профнепригодны.
Генеральный
директор Большого театра Анатолий Иксанов поделился проблемами и надеждами,
которые с творческим конкурсом связывает его театр.
- В случае с
Большим театром речь идет о необходимости обновления пяти, десяти или даже
пятнадцати процентов творческого коллектива в зависимости от подразделения, -
говорит Иксанов. - Мы не заинтересованы в разгоне труппы, но без молодой крови
начинается стагнация.
Иксанов
рассказал, что балерина Анастасия Волочкова числится в труппе еще с 2004 года,
работая на бессрочном контракте, и театр никак от нее не мог избавиться. После
вступления новых методов работы в силу Волочкова в театре явно не задержится.
По мнению
ген-директора Большого Московского государственного цирка Эдгарда Запашного,
специфика циркового творчества напрямую связана с физической формой артиста.
В процессе
обсуждения законопроекта возникла и еще одна тема: что будет с теми, кто
конкурс не осилит? Евгений Стеблов, который выступал от лица Союза театральных
деятелей, обратил внимание на необходимость единовременной денежной компенсации
для тех, кто потеряет работу.
- Театральные
артисты никогда не были состоятельными людьми, в основном это нищие люди, при
увольнении им нужна амортизация, - считает Стеблов. - И еще мы в Союзе считаем,
что в контракте артиста должно быть прописано, на какие позиции его берут.
Будут ли это ведущие роли или "кушать подано". Кстати, во МХАТе
всегда были люди, которые представляли "кушать подано" с огромным
достоинством.
В Минкультуры
сейчас думают и о том, как трудоустраивать тех, кто потеряет свое рабочее
место, не пройдя аттестацию. По словам замминистра Григория Ивлиева,
законопроект позволит не только уволить профнепригодных, но и привлечь новые
силы в театры и цирки, ведь о конкурсе будет объявляться за два месяца до
проведения, за месяц до начала - можно будет подать заявление на участие.
- Необходимо
создание актерской биржи труда, - считает Ивлиев. - Уверен, что люди, не
прошедшие конкурс, не уйдут на улицу. Сейчас насчитывается более 10 тыс.
вакансий для творческих работников. У Валерия Фокина в театре есть новые
площади, появилась новая сцена Мариинского театра, в образовательных культурных
учреждениях необходимы новые люди. Важно и то, что после публикации закона
будет дано 6 месяцев на вступление его в силу. Это даст возможность ответить на
все социальные вопросы, которые за это время поступят.
[ Регистрация | Вход ]