На заседании Правительства РФ одобрены законопроекты, регулирующие проведение специальной оценки условий труда
Специальная оценка
условий труда предусматривает:
- выявление вредных производственных
факторов;
- проведение измерений уровней
указанных факторов;
- распределение условий труда на
рабочих местах по классам (4 класса - оптимальные, допустимые, вредные,
опасные).
"Мы также предлагаем ввести
процедуру декларирования работодателями соответствия условий труда требованиям
законодательства, которая позволит существенно сократить расходы
предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса, в том случае, если
вредные производственные факторы на рабочих местах не выявлены", -
подчеркнул Максим Топилин.
В отношении рабочих мест, на которых по
результатам спецоценки не выявлены вредные или опасные условия труда, работодателем
подается в государственную инспекцию труда декларация соответствия условий
труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая
действительна в течение 5 лет. По окончании срока ее действия, в случае
отсутствия за этот период несчастных случаев и профессиональных заболеваний у
работников, срок действия декларации можно будет продлить еще на 5 лет.
Результаты специальной оценки условий труда носят универсальный характер и
могут использоваться для широкого спектра социально-трудовых отношений.
Во-первых, это реализация принципиальных договоренностей с бизнес-сообществом и
создание правового механизма, призванного экономически стимулировать
работодателей к улучшению условий труда, а также полностью освободить
работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов, если ими обеспечены
безопасные условия труда для работников. "В зависимости от итогов
специальной оценки будет устанавливаться размер дополнительных страховых
взносов в Пенсионный фонд. Чем безопаснее труд, тем ниже отчисления в
ПФР", - отметил министр. Во-вторых, на основании результатов спецоценки
условий труда будет устанавливаться объем гарантий и компенсаций работникам за
работу во вредных условиях труда: повышенный размер оплаты труда,
дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего
времени. "По согласованию с работодателями и профсоюзами, на отраслевом
уровне и с обязательного письменного согласия работника, ряд этих компенсаций
может осуществляться в денежной форме", - рассказал Максим Топилин.
При
этом в целях защиты прав работников Трудовым кодексом
РФ устанавливаются минимальные гарантированные
размеры компенсаций. Также предусмотрено сохранение работникам объема
предоставляемых гарантий и компенсаций, достигнутого по состоянию на декабрь
2013 года, при условии их дальнейшей занятости во вредных условиях труда. Законопроект предусматривает сохранение
досрочного пенсионного обеспечения в рамках обязательного пенсионного
страхования, но с введением нового дополнительного условия - льготная пенсия
должна предоставляться тем работникам из числа указанных в списках, на чьих
рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда подтверждено
наличие вредных или опасных условий труда.
Наряду с этим работникам
предоставляется возможность добровольно включиться в систему негосударственного
пенсионного обеспечения, создаваемую работодателем совместно с
негосударственными пенсионными фондами, и формировать свои досрочные пенсионные
права в рамках негосударственного пенсионного фонда. В этих целях предусмотрены
соответствующие поправки в закон о негосударственных пенсионных фондах и закон
о трудовых пенсиях. Законопроектами предусмотрено существенное усиление роли
профсоюзов в сфере охраны труда. Им предоставлено право полноценно участвовать
в процедуре специальной оценки условий труда, а также влиять на объем обоюдных
прав работников и работодателей. Законопроектом предусмотрено внесение
изменений в Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ в части усиления административной и уголовной
ответственности за нарушения законодательства об охране труда. В частности,
вводится повышенная административная ответственность за: - допуск работника к исполнению им
трудовых обязанностей без прохождения обязательных предварительных и
периодических медицинских осмотров;
- необеспечение работников средствами
индивидуальной защиты.
Наиболее строгая мера ответственности
для организации установлена при повторном (в течение года) нарушении требований
охраны труда - штраф до 200000 рублей и административное приостановление
деятельности. Кроме того, усиливается уголовная ответственность за нарушения
требований охраны труда, повлекшие гибель двух и более работников. Надзор за
соблюдением требований закона возлагается на Роструд.
Все предусмотренные регламентом
процедуры проведены: законопроекты прошли оценку регулирующего воздействия,
правовую и антикоррупционную экспертизы Минюста России, согласованы со всеми
заинтересованными федеральными органами. Законопроекты прошли общественное
обсуждение на различных публичных площадках и были одобрены сторонами
социального партнерства на заседании Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений 26 июля 2013 года.
[ Регистрация | Вход ]