Понравилась статья?

Поделись с друзьями!
Охрана труда в ОАО «РЖД» будет построена на управлении профессиональными рисками
    Изменения, происходящие в работе компании, требуют внедрения принципиально новых подходов к управлению системой обеспечения безопасности технологических процессов. Ключевая задача – создание условий для перехода от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к системе управления профессиональными рисками.
   Дмитрий Раенок, начальник департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»
   – Дмитрий Леонидович, какова динамика несчастных случаев на производстве в ОАО «РЖД»?
   – В прошлом году сохранилась тенденция к снижению уровня производственного травматизма. Так, за 2012 год было травмировано 358 человек, что на 14% меньше, чем в 2011-м. Имеют тенденцию к снижению коэффициенты частоты производственного травматизма. Общий коэффициент (число травмированных на 1 тыс. работающих) за 2012 год на 13% меньше, чем в 2011-м.
   Аналогично заметно снижение количества случаев тяжёлого травматизма и случаев со смертельным исходом. Но только два полигона железных дорог, в частности Калининградской и Западно-Сибирской, не допустили случаев гибели сотрудников на производстве.
   Уровень смертельного травматизма, коэффициент частоты, коэффициент общего травматизма у нас ниже, чем в целом в России. Но мы можем говорить просто о положительной динамике – полностью хорошим этот результат назвать нельзя.
   – А что нужно сделать, чтобы результат можно было признать хорошим?
   – Основное – это переход от реактивной системы управления охраной труда к проактивной на основе управления профессиональными рисками. Это наша стратегическая задача.
   Охрана труда сейчас построена так (не только в компании – в целом в стране), что мы, по сути, всегда работаем над ошибками. Система управления охраной труда носит реактивный характер: что-то случается – рассматриваем, придумываем, компенсируем и потом что-то меняем. Не скажу, что система плохая: если у нас травматизм с 2003 года уменьшился в три раза, значит она работает. Но с точки зрения современных требований в целом и построения управленческой деятельности в частности она себя уже изжила. Теперь нужно переходить к работе по предотвращению возможных ошибок.
   В этом году мы поставили себе задачу разработать стандарт по управлению профессиональными рисками. Это будет первый подобный документ, который определит всю последующую работу: мы должны максимум за пять лет перейти на новую систему. Сама система управления профессиональными рисками будет интегрирована с функциональностью «Охрана труда» единой корпоративной автоматизированной системы управления трудовыми ресурсами ОАО «РЖД» (ЕКАСУТР).
   – Что в связи с формированием новой системы должно измениться в работе каждого сотрудника?
   – Никакие нормативные документы не сделают работу человека безопасной, если он сам не отнесётся серьёзно к своей жизни и здоровью. Должна измениться культура безопасного труда, которая предполагает, что все сотрудники в полной мере осознают, что ключевой приоритет – это жизнь и здоровье работника, это важнее любого производственного результата.
   На мой взгляд, можно выделить несколько уровней культуры безопасного труда. Первый уровень я бы назвал бескультурье. Это когда человек не знает требований и, естественно, их не выполняет. Это самое худшее. Следующий уровень – это когда человек знает требования и не нарушает из-за боязни того, что его накажут. Третий уровень – это когда человек понимает ответственность за свою собственную жизнь перед самим собой и перед социумом и старается не нарушать. Он делает это не под страхом наказания, он просто понимает свою личную ответственность. Четвёртый, высший уровень – это когда работники знают правила и выполняют их, понимая ответственность за себя лично, за своих товарищей и за клиентов. При этом важнейший элемент культуры безопасности труда – это приверженность руководителей всех уровней принятой в компании политике.
   Наша задача – чтобы каждый сотрудник компании работал по принципу «я делаю это, потому что не хочу пострадать сам и чтобы пострадал кто-то ещё!».
   – Возможно ли воспитание культуры безопасного труда у работников?
   – Конечно. Начинать надо с обучения по охране труда. Дело в том, что большое количество несчастных случаев на производстве происходит именно из-за того, что работник не знает правил безопасного поведения. Это происходит даже в условиях, когда работодателем разработаны инструкции по охране труда. Согласно Трудовому кодексу все работники, в том числе руководители, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний в этой области. В 2012 году в ОАО «РЖД» прошли обучение и проверку знания требований охраны труда более 18 тыс. человек.
   Перспективным направлением развития системы обучения является обучение с применением дистанционных образовательных технологий. Это позволяет проводить централизованную подготовку кадров во всех филиалах холдинга, независимо от удалённости от учебного центра. Ещё одно преимущество – возможность для обучающей организации и самих слушателей контролировать ход обучения и результаты тестирования.
   К слову, использование в учебном процессе обучающих и тестирующих мультимедийных компьютерных программ значительно повышает интерес к занятиям у работников. Сама программа имеет чёткую практическую направленность. Представленные в ней материалы включают сведения о системе управления охраной труда ОАО «РЖД», социальном партнёрстве, производственном травматизме, затратах на мероприятия по охране труда и так далее. При этом слушатель сам может формировать индивидуальную программу обучения в соответствии с должностными обязанностями и регулировать темп её прохождения.
   – Какие средства выделяются компанией на охрану труда работников?
   – В прошлом году в ОАО «РЖД» на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в пересчёте на одного работника израсходовано 14,6 тыс. руб. Это гораздо больше, чем средняя сумма по стране – 7,8 тыс. руб.
   – Эти затраты оправданны?
   – В России по умолчанию принято не считать экономическую эффективность мероприятий по безопасности труда: жизнь человека бесценна, и оценить её нельзя, но очевидно, что несчастные случаи связаны с определёнными материальными потерями. В прошлом году специалисты МИИТа по гранту президента компании разработали для нас усовершенствованную методику. Они оценили, во что обходится компании и стране смерть или тяжёлые травмы одного человека – в таких случаях счёт идёт на миллионы рублей.
   – Вы говорили о предупредительных мерах по охране труда. Как, в частности, на них расходуются средства?
   – Помимо средств компании, запланированных согласно комплексной программе по улучшению условий и охраны труда, на предупредительные меры направляются средства, полученные от Фонда социального страхования в рамках действующего законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве.
   В целом за прошлый год в ОАО «РЖД» на предупредительные меры было направлено порядка 185 млн руб. Из них дирекциями и другими филиалами компании использован 171 млн руб., железными дорогами – порядка 14 млн руб. Основная часть средств направлялась на приобретение работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты – 135,6 млн руб., на проведение обязательных периодических медицинских осмотров – 21,8 млн руб., на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными производственными факторами, – 11,6 млн руб.
   – Вы упомянули о новом стандарте по управлению профессиональными рисками, который предстоит разработать. Что ещё планируется сделать в этом году?
   – С формированием крупных филиалов выстроилась окончательная система управления охраной труда – сейчас мы пришли к тому целевому состоянию, в котором и должна быть система управления охраной труда с учётом начала работы Дирекции инфраструктуры. Сейчас необходимо, чтобы все сотрудники чётко понимали свои задачи в обеспечении безопасности труда. Деятельность и порядок взаимодействия всех подразделений холдинга должны быть регламентированы.
   В 2012 году был переработан основополагающий документ – стандарт ОАО «РЖД» «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». В стандарте установлены основные элементы, цели, задачи и функции системы управления охраной труда, прописаны требования к основным работам, выполняемым руководителями ОАО «РЖД» на всех уровнях. Для обеспечения функционирования системы управления охраной в соответствии с новым стандартом в департаменте утверждён план пересмотра и разработки организационных нормативных документов на период 2013–2018 годов. Согласно плану 26 документов подлежат разработке и корректировке. В текущем году будет выполнена работа по пяти из них.
   У нас масштабные планы по автоматизации процессов, связанных с безопасностью труда. Например, в компании есть автоматизированная система управления пожарной безопасностью. Мы её продолжаем дополнять, расширять, а в 2014 году выведем на целевое состояние. Сейчас мы занимаемся интеграцией этой системы с системой МЧС. Также я вижу нашу задачу в разработке новых подходов к управлению пожарной безопасностью, в первую очередь на наших вокзалах, с помощью методики оценки рисков.
   Кроме того, будем заниматься электротравматизмом. Мы разработали методику определения рисков поражения электротоком и будем автоматизировать этот процесс. В перспективе система поможет нам правильно планировать нашу работу с точки зрения обеспечения электробезопасности. Это будет автоматизация не ради автоматизации, а ради того, чтобы помочь руководителю принимать верные решения.
   В департаменте разработаны и утверждены старшим вице-президентом компании Валентином Гапановичем стратегические задачи на период 2013–2017 годов, которые охватывают все направления деятельности по обеспечению безопасности технологических процессов. Решение поставленных задач должно быть направлено на сохранение жизни и здоровья наших работников.
Беседовала  Надежда Россихина

   Источник: http://www.gudok.ru
16.04.2013 18:10 Ник Просмотров: 1685 Комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]