Охрана труда в ОАО «РЖД» будет построена на управлении профессиональными рисками
Изменения,
происходящие в работе компании, требуют внедрения принципиально новых подходов
к управлению системой обеспечения безопасности технологических процессов.
Ключевая задача – создание условий для перехода от компенсационной, затратной
модели управления охраной труда к системе управления профессиональными рисками.
Дмитрий
Раенок, начальник департамента охраны труда, промышленной безопасности и
экологического контроля ОАО «РЖД»
– Дмитрий Леонидович, какова динамика
несчастных случаев на производстве в ОАО «РЖД»?
–
В прошлом году сохранилась тенденция к снижению уровня производственного
травматизма. Так, за 2012 год было травмировано 358 человек, что на 14% меньше,
чем в 2011-м. Имеют тенденцию к снижению коэффициенты частоты производственного
травматизма. Общий коэффициент (число травмированных на 1 тыс. работающих) за
2012 год на 13% меньше, чем в 2011-м.
Аналогично
заметно снижение количества случаев тяжёлого травматизма и случаев со
смертельным исходом. Но только два полигона железных дорог, в частности
Калининградской и Западно-Сибирской, не допустили случаев гибели сотрудников на
производстве. Уровень
смертельного травматизма, коэффициент частоты, коэффициент общего травматизма у
нас ниже, чем в целом в России. Но мы можем говорить просто о положительной
динамике – полностью хорошим этот результат назвать нельзя.
– А что нужно сделать, чтобы результат
можно было признать хорошим?
–
Основное – это переход от реактивной системы управления охраной труда к
проактивной на основе управления профессиональными рисками. Это наша
стратегическая задача. Охрана
труда сейчас построена так (не только в компании – в целом в стране), что мы,
по сути, всегда работаем над ошибками. Система управления охраной труда носит
реактивный характер: что-то случается – рассматриваем, придумываем,
компенсируем и потом что-то меняем. Не скажу, что система плохая: если у нас
травматизм с 2003 года уменьшился в три раза, значит она работает. Но с точки
зрения современных требований в целом и построения управленческой деятельности
в частности она себя уже изжила. Теперь нужно переходить к работе по
предотвращению возможных ошибок.
В
этом году мы поставили себе задачу разработать стандарт по управлению
профессиональными рисками. Это будет первый подобный документ, который определит
всю последующую работу: мы должны максимум за пять лет перейти на новую
систему. Сама система управления профессиональными рисками будет интегрирована
с функциональностью «Охрана труда» единой корпоративной автоматизированной
системы управления трудовыми ресурсами ОАО «РЖД» (ЕКАСУТР).
– Что в связи с формированием новой
системы должно измениться в работе каждого сотрудника?
–
Никакие нормативные документы не сделают работу человека безопасной, если он
сам не отнесётся серьёзно к своей жизни и здоровью. Должна измениться культура
безопасного труда, которая предполагает, что все сотрудники в полной мере
осознают, что ключевой приоритет – это жизнь и здоровье работника, это важнее
любого производственного результата.
На
мой взгляд, можно выделить несколько уровней культуры безопасного труда. Первый
уровень я бы назвал бескультурье. Это когда человек не знает требований и,
естественно, их не выполняет. Это самое худшее. Следующий уровень – это когда
человек знает требования и не нарушает из-за боязни того, что его накажут.
Третий уровень – это когда человек понимает ответственность за свою собственную
жизнь перед самим собой и перед социумом и старается не нарушать. Он делает это
не под страхом наказания, он просто понимает свою личную ответственность. Четвёртый,
высший уровень – это когда работники знают правила и выполняют их, понимая
ответственность за себя лично, за своих товарищей и за клиентов. При этом
важнейший элемент культуры безопасности труда – это приверженность
руководителей всех уровней принятой в компании политике.
Наша
задача – чтобы каждый сотрудник компании работал по принципу «я делаю это,
потому что не хочу пострадать сам и чтобы пострадал кто-то ещё!». – Возможно ли воспитание культуры
безопасного труда у работников?
–
Конечно. Начинать надо с
обучения
по охране труда. Дело в том, что большое количество несчастных случаев на
производстве происходит именно из-за того, что работник не знает правил
безопасного поведения. Это происходит даже в условиях, когда работодателем
разработаны инструкции по охране труда. Согласно Трудовому кодексу все
работники, в том числе руководители, обязаны проходить обучение по охране труда
и проверку знаний в этой области. В 2012 году в ОАО «РЖД» прошли обучение и
проверку знания требований охраны труда более 18 тыс. человек.
Перспективным
направлением развития системы обучения является обучение с применением
дистанционных образовательных технологий. Это позволяет проводить
централизованную подготовку кадров во всех филиалах холдинга, независимо от
удалённости от учебного центра. Ещё одно преимущество – возможность для
обучающей организации и самих слушателей контролировать ход обучения и
результаты тестирования.
К
слову, использование в учебном процессе обучающих и тестирующих мультимедийных
компьютерных программ значительно повышает интерес к занятиям у работников.
Сама программа имеет чёткую практическую направленность. Представленные в ней
материалы включают сведения о системе управления охраной труда ОАО «РЖД»,
социальном партнёрстве, производственном травматизме, затратах на мероприятия
по охране труда и так далее. При этом слушатель сам может формировать
индивидуальную программу обучения в соответствии с должностными обязанностями и
регулировать темп её прохождения. – Какие средства выделяются компанией на
охрану труда работников?
–
В прошлом году в ОАО «РЖД» на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в
пересчёте на одного работника израсходовано 14,6 тыс. руб. Это гораздо больше,
чем средняя сумма по стране – 7,8 тыс. руб. – Эти затраты оправданны?
–
В России по умолчанию принято не считать экономическую эффективность
мероприятий по безопасности труда: жизнь человека бесценна, и оценить её
нельзя, но очевидно, что несчастные случаи связаны с определёнными
материальными потерями. В прошлом году специалисты МИИТа по гранту президента
компании разработали для нас усовершенствованную методику. Они оценили, во что
обходится компании и стране смерть или тяжёлые травмы одного человека – в таких
случаях счёт идёт на миллионы рублей.
– Вы говорили о предупредительных мерах
по охране труда. Как, в частности, на них расходуются средства?
–
Помимо средств компании, запланированных согласно комплексной программе по
улучшению условий и охраны труда, на предупредительные меры направляются
средства, полученные от Фонда социального страхования в рамках действующего
законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на
производстве.
В
целом за прошлый год в ОАО «РЖД» на предупредительные меры было направлено
порядка 185 млн руб. Из них дирекциями и другими филиалами компании использован
171 млн руб., железными дорогами – порядка 14 млн руб. Основная часть средств
направлялась на приобретение работникам сертифицированных средств
индивидуальной защиты – 135,6 млн руб., на проведение обязательных
периодических медицинских осмотров – 21,8 млн руб., на санаторно-курортное
лечение работников, занятых на работах с вредными производственными факторами,
– 11,6 млн руб.
– Вы упомянули о новом стандарте по
управлению профессиональными рисками, который предстоит разработать. Что ещё
планируется сделать в этом году? –
С формированием крупных филиалов выстроилась окончательная система управления
охраной труда – сейчас мы пришли к тому целевому состоянию, в котором и должна
быть система управления охраной труда с учётом начала работы Дирекции
инфраструктуры. Сейчас необходимо, чтобы все сотрудники чётко понимали свои
задачи в обеспечении безопасности труда. Деятельность и порядок взаимодействия
всех подразделений холдинга должны быть регламентированы. В
2012 году был переработан основополагающий документ – стандарт ОАО «РЖД»
«Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». В стандарте установлены основные
элементы, цели, задачи и функции системы управления охраной труда, прописаны
требования к основным работам, выполняемым руководителями ОАО «РЖД» на всех
уровнях. Для обеспечения функционирования системы управления охраной в
соответствии с новым стандартом в департаменте утверждён план пересмотра и
разработки организационных нормативных документов на период 2013–2018 годов.
Согласно плану 26 документов подлежат разработке и корректировке. В текущем году
будет выполнена работа по пяти из них.
У
нас масштабные планы по автоматизации процессов, связанных с безопасностью
труда. Например, в компании есть автоматизированная система управления пожарной
безопасностью. Мы её продолжаем дополнять, расширять, а в 2014 году выведем на
целевое состояние. Сейчас мы занимаемся интеграцией этой системы с системой
МЧС. Также я вижу нашу задачу в разработке новых подходов к управлению пожарной
безопасностью, в первую очередь на наших вокзалах, с помощью методики оценки
рисков. Кроме
того, будем заниматься электротравматизмом. Мы разработали методику определения
рисков поражения электротоком и будем автоматизировать этот процесс. В
перспективе система поможет нам правильно планировать нашу работу с точки
зрения обеспечения электробезопасности. Это будет автоматизация не ради
автоматизации, а ради того, чтобы помочь руководителю принимать верные решения.
В
департаменте разработаны и утверждены старшим вице-президентом компании
Валентином Гапановичем стратегические задачи на период 2013–2017 годов, которые
охватывают все направления деятельности по обеспечению безопасности
технологических процессов. Решение поставленных задач должно быть направлено на
сохранение жизни и здоровья наших работников.
16.04.2013 18:10
Ник
Просмотров: 1685
Комментариев: 0
[ Регистрация | Вход ]