Маршруткам прописали ГЛОНАСС. Автолюбителей не будут штрафовать за отсутствие спецнавигаторов
Минтранс намерен поделиться с коллегами по Таможенному союзу
секретами государственной автоматизированной информационной системы, которая
обеспечивает безопасность на автодорогах России (ЭРА-ГЛОНАСС). Когда это
произойдет? И какие именно машины уже в этом году не выпустят на наши трассы
без такой аппаратуры, в интервью "РГ" рассказал замминистра
транспорта Алексей Цыденов. Когда аппаратами
"ЭРА-ГЛОНАСС" должны оборудовать все авто и планируется ли наказывать
водителей за их отсутствие?
Алексей Цыденов: С
января 2017 года система в обязательном порядке будет устанавливаться на
все выпускаемые в обращения транспортные средства на территории России и
Таможенного союза. Что касается машин, которые уже сейчас ездят по дорогам, то
на личные авто ее устанавливать никто обязывать не будет, но по собственному
желанию оборудование можно вмонтировать в специальных сервисных
центрах.
А вот для коммерческой перевозки
пассажиров, опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы),
машины должны сходить с конвейера с ГЛОНАСС в Таможенном союзе уже с 1 января
2016 года.
Много заявлений, что система "ЭРА-ГЛОНАСС" готова к
внедрению. В этом году она заработает?
Алексей Цыденов: Система
развернута и работает на всей территории России. Это показывают многочисленные
испытания, проведенные в 2013 и продолжающиеся сейчас.
А за счет чего планируется
развивать и поддерживать в рабочем состоянии систему?
Алексей Цыденов: Согласен, важнейший вопрос - вопрос финансирования в том
числе и передачи и обработки экстренного вызова в системе
"ЭРА-ГЛОНАСС". Цена эксплуатации - несколько сот миллионов
рублей в год.
Сегодня рассматриваются два
возможных варианта. Первый - действовать по аналогии с другими государственными
информационными системами, например, ГАС "Выборы". В этом случае
оператор системы определяется из числа госпредприятий, а все расходы идут из
федерального бюджета.Второй вариант - задействовать
Некоммерческое партнерство "ГЛОНАСС", которое, с одной стороны,
является единственным исполнителем государственного контракта по созданию и
внедрению системы "ЭРА-ГЛОНАСС", а, с другой, объединяет основных
российских участников рынка навигационно-информационных услуг. Суть предложения
в привлечении частного инвестора (оператора), который сможет использовать
возможности системы в интересах сервис-провайдеров услуг, востребованных
автомобилистами и бизнесом: состояние дорог, где пробки, где можно добраться
свободно, снижение рисков угона машины, страховая телематики. По оценкам
экспертов, это позволит уже в первые годы значительно снизить расходы бюджета,
а в перспективе, выйти и на самоокупаемость. Одновременно снимаются
инфраструктурные барьеры для быстрого развития нового высокотехнологичного
рынка: российские сервис-провайдеры получат возможность использовать готовую
современную и действующую на всей территории страны инфраструктуру. При этом
требования к самой социально-значимой услуге "ЭРА-ГЛОНАСС" -
надежность, доступность и бесплатность, останутся без изменений.
Для выполнения каких
задач можно еще использовать эту систему?
Алексей Цыденов: Можно
ее использовать еще по нескольким направлениям.
Например, мы предлагаем регионам,
органам местного самоуправления использовать инфраструктуру
"ЭРА-ГЛОНАСС" при создании региональных и муниципальных
навигационно-информационных систем: мониторинга и диспетчеризации пассажирского
транспорта, школьных автобусов, машин скорой помощи, транспорта ЖКХ. Целевые
программы по созданию таких систем приняты уже более чем в 60 субъектах. Для
поддержки их реализации в 2013-2014 годах выделены субсидии из федерального
бюджета - более двух миллиардов рублей. Есть серьезные наработки по
использованию "ЭРА-ГЛОНАСС" при создании систем тахографического
контроля (контроля режимов труда и отдыха водителей), систем платности для
большегрузного транспорта, интеллектуальных транспортных систем, систем
платности дорог.
В Таможенном союзе уже
готовятся к ее внедрению с 2015 года?
Алексей Цыденов: Да,
уде приняты необходимые изменения в Технический регламент Таможенного союза
"О безопасности колесных транспортных средств". Системы экстренного
реагирования при авариях создаются по аналогу российской
"ЭРА-ГЛОНАСС" на территории Республики Беларусь (ЭРА-РБ) и
Республики Казахстан (ЭВАК).
Мы предлагаем, чтобы они
строились с использованием готовых решений российской системы. Это позволит
нашим партнерам существенно сэкономить и ускорить реализацию своих проектов. С
учетом того, что "ЭРА-ГЛОНАСС" гармонизирована с аналогичной системой
стран Европейского союза eCall (она должна вступить в строй в 2015 году), мы по
факту создадим единое пространство безопасности на дорогах от Атлантического
океана до Тихого, где автомобилистам любой из наших стран будет гарантирована
помощь в случае ДТП.
Справка "РГ"
"ЭРА-ГЛОНАСС" - это
государственная автоматизированная информационная система. Ее главная цель
обеспечить нашу с вами безопасность на дороге, в первую очередь, в случае ДТП.
Для этого используются самые современные технологии: спутниковая навигация,
мобильная связь, геоинформационные сервисы, микроэлектроника. С их помощью
решается главная задача-сформировать и передать экстренный вызов от автомобиля
до системы-112 и других служб помощи - 01, 02, 03.
Принцип работы прост. В
автомобиль устанавливается (как правило, на заводском конвейере)
специализированное навигационно-связное устройство, которое регистрируется в
системе "ЭРА-ГЛОНАСС". С помощью этого устройства автоматически (при
ДТП) или после нажатия в автомобиле специальной кнопки (в случае какой-либо
нештатной ситуации на дороге) информация о координатах транспортного средства,
времени и характере аварии по каналам мобильной связи передается в центры
системы "ЭРА-ГЛОНАСС".
После отсеивания "ложных
вызовов" (для этого может использоваться обратный голосовой вызов) данные
уже в виде готовой "карточки происшествия" поступают в систему-112 и
в экстренные оперативные службы, которые и оказывают необходимую помощь. Точные
координаты автомобиля определяются также автоматически по сигналам спутниковой
навигации. При этом для повышения надежности используются сигналы спутниковой
системы ГЛОНАСС.
[ Регистрация | Вход ]