Умственный
труд связан с приемом и
переработкой информации и требует напряжения внимания, памяти, активизации
процессов мышления, связан с повышенной эмоциональной нагрузкой. Для
умственного труда характерно снижение двигательной активности – гипокинезия.
Гипокинезия может являться условием формирования сердечно-сосудистых нарушений
у человека. Продолжительная умственная нагрузка оказывает отрицательное влияние
на психическую деятельность – ухудшаются внимание, память, функции восприятия
окружающей среды. Самочувствие человека и, в конечном счете, его состояние
здоровья в значительной мере зависят от правильной организации умственного
труда и от параметров окружающей среды, в которой осуществляется умственная
деятельность человека.Формы интеллектуального (умственного) труда разнообразны – операторский, управленческий, творческий, труд преподавателей, врачей, учащихся. Для работы оператора характерна большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение. Труд учащихся характеризуется напряжением основных психических функций – памяти, внимания, наличием стрессовых ситуаций, связанных с контрольными работами, экзаменами, зачетами.
Наиболее сложная форма умственной деятельности – творческий труд
(труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников).
Творческий труд требует значительного нервно-эмоционального напряжения, что
приводит к повышению кровяного давления, изменению сердечной деятельности,
увеличению потребления кислорода, повышению температуры тела и других изменений
в работе организма, вызванных повышенной нервно-эмоциональной нагрузкой.
