Цели, задачи и функции создания СУОТ в организации

Начинать в организации создание СУОТ следует с определения конкретных потребностей организации в соответствии с ее величиной и родом деятельности. Затем намечают цели и вырабатывают политику в области ОТ.

 В дальнейшем осуществляют:
– разработку и утверждение Положения о СУОТ, ее структуре и т. д.;
– разработку и утверждение др. нормативных документов, определяющих функционирование системы обеспечения ОТ;
– разработку и утверждение должностных инструкций специалистов и руководителей;
– разработку перечня функциональных процессов;
– разработку схемы движения информационных потоков СУОТ;
– утверждение штатного расписания;
– набор персонала на основе собеседований, тестирования, проверки деловых качеств;
– назначение руководителей процессов и расстановку персонала согласно штатному расписанию, перечню проектов и процессов.
Основные задачи СУОТ:
– организация работы по обеспечению выполнения работниками требований ОТ;
– организация работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по улучшению УТ;
– информирование и консультирование работников организации, в т. ч. ее руководителя, по вопросам ОТ;
– изучение и распространение передового опыта в области ОТ, пропаганда охраны труда.
Деятельность СУОТ:
– учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
– оказание помощи подразделениям в определении параметров вредных и опасных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;
– методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;
– проведение — совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов — проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям ОТ;
– участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения, отремонтированных установок, агрегатов, станков и др. оборудования;
– согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и др. документации в части требований ОТ;
– разработка совместно с др. подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;
– участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся УТ и ОТ, соглашения по ОТ;
– оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
– организация расследования несчастных случаев на производстве, участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований ОТ (актов по форме Н-1 и др. документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по УТ, сертификации работ по ОТ и др.), в соответствии с установленными сроками;
– участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
– составление отчетности (УТ и ОТ) по формам, установленным Госкомстатом России;
управление– разработка учебных программ и организация своевременного обучения по ОТ работников организации, в т. ч. ее руководителя; проведение вводного инструктажа по ОТ со всеми лицами, поступающими на работу (в т. ч. временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
– участие в работе комиссий, проверяющих знания требований ОТ;
– составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
– оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по ОТ;
– обеспечение подразделений локальными нормативными актами организации (правилами, нормами, инструкциями по ОТ), наглядными пособиями и учебными материалами по ОТ;
– руководство работой кабинета по ОТ, подготовка информационных стендов, уголков по ОТ в подразделениях;
– организация совещаний по ОТ;
– ведение пропаганды ОТ с использованием внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т. д.;
– доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об ОТ, коллективного договора, соглашения по ОТ организации;
          – рассмотрение писем, заявлений, жалоб, касающихся УТ и ОТ, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.