По мнению Минэкономразвития России, санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов" порождают
значительные затраты субъектов предпринимательской деятельности, не приводя при
этом к должной защите здоровья граждан.
По результатам проведенной экспертизы отмечается, в
частности, следующее:
предусмотренные СанПиН требования к установлению
санитарно-защитных зон не увязаны с градостроительным и земельным
законодательством, законодательством о кадастровой деятельности. Без отражения
информации о СЗЗ на публичных кадастровых картах установление
санитарно-защитной зоны лишено смысла, так как делает возможным строительство
(в том числе жилищное) на территории СЗЗ: органы местного самоуправления,
выдающие разрешения на строительство, и инвесторы не обладают информацией о
наличии зон с особыми условиями использования территорий в границах
предполагаемой застройки;
СанПиН предусматривает согласование и установление
санитарно-защитной зоны в формате выдачи Роспотребнадзором своего рода разрешения
субъекту предпринимательской деятельности, никак не учитывая конечную цель
данной процедуры - обеспечение безопасных условий проживания населения в районе
размещения предприятий. Сами решения об установлении СЗЗ не содержат
информации, необходимой для однозначного определения ее контуров (координат
характерных точек границы СЗЗ);
в пункте 1.2 Санитарных норм установлено, что их
требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и
эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и
производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики,
опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения,
спорта, торговли, общественного питания и т.д., являющихся источниками
воздействия на среду обитания и здоровье человека. Из буквального толкования
данного положения следует, что СанПиН распространяются только в отношении вновь
строящихся и реконструируемых объектов. Однако, ряд иных положений СанПиН
прямо устанавливают требования, касающиеся действующих объектов. Таким
образом, существует проблема определения сферы действия СанПиН на действующие
объекты (объекты в иных стадиях их жизненного цикла), что прослеживается, в
частности, в противоречивой судебной практике;
СанПиН не содержит каких-либо однозначных
критериев для принятия решения об установлении окончательного размера
санитарно-защитной зоны. Одновременно, неясен порядок использования при
принятии такого решения расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и
физического воздействия на атмосферный воздух, натурных исследований и
измерений.
[ Регистрация | Вход ]