На авось не надейся. Роструд планирует опередить несчастные случаи
Человеческий фактор, а именно пренебрежение элементарными
нормами безопасности, становится более частой причиной несчастных случаев на
производстве по сравнению с неисправной техникой и прочими техногенными
факторами. Об этом сообщил вчера глава Роструда Всеволод Вуколов, подводя итоги
работы ведомства в прошлом году. В 2013 году на рабочем месте
тяжело пострадали 8712 человек, несчастных случаев, закончившихся гибелью
человека, - 2630. Такую статистику приводят в Роструде. Ситуация, правда, по
сравнению с предыдущим годом улучшилась - производственный травматизм снизился
на 13,5 процента, в 2012 году количество пострадавших на производстве превышало
10 тысяч человек. Но если сравнить с развитыми странами, где дисциплина на
производстве намного строже, нам еще много чему стоит поучиться.
Во многих случаях мешает,
попросту говоря, традиционное русское авось. Стоит вдуматься: каждый третий
несчастный случай с тяжелыми последствиями - это падение с высоты. Используй
страховку, огораживай открытые площадки, не пренебрегай наличием строительных
лесов - и работники перестанут разбиваться. Но в реальности, когда трудовых
инспекторов вызывают на разбор очередного "полета", они заранее
уверены: меры безопасности наверняка не соблюдались. Случай, когда нарушения
доведены до абсурда, произошел в Кировской области на предприятии
"Чепецк-кровля", рассказал глава Роструда. Для подачи рулонов кровли
на крышу многоэтажки рабочие использовали грузовой кран. Но в качестве
противовеса навалили на него все те же рулоны. Когда ремонт был почти закончен,
кран, по сути лишенный противовеса, при подъеме очередной порции груза
накренился и начал падать. Кровельщик пытался удержать махину собственным
весом, вскочив на него, и в результате с крыши полетели и кран, и человек.
Строительство - традиционно одна
из самых травмоопасных отраслей, и зачастую именно из-за неудовлетворительной
организации работ и несоблюдения дисциплины. Хотя, отметили в Роструде, в
прошлом году травматизм здесь удалось снизить в 41 регионе - трудовые инспекции
целенаправленно побывали на всех крупнейших предприятиях.
Что касается транспортной отрасли
- еще одного "рекордсмена" по травматизму, и здесь наряду с
техногенными причинами (обычно это работа на неисправной технике) очень силен
человеческий фактор.
"Особенно это распространено
в авиации, - отметил глава Роструда. - После нескольких произошедших
авиакатастроф мы собирали руководство практически всех крупнейших авиакомпаний.
Режим отдыха пилотов, экипажей нарушается практически везде. Требуемые по
законодательству обязательные 42 часа отдыха в неделю не соблюдаются". То
же самое, по словам Вуколова, характерно и для "наземных" транспортных
предприятий - главным образом, автомобильных перевозок.
"Главная задача ведомства в
нынешнем году - работать на упреждение несчастных случаев, - сообщил Всеволод
Вуколов. - Мы предлагаем крупнейшим работодателям сотрудничать с трудовой
инспекцией. Подписываем годовые планы по совершенствованию охраны труда,
соблюдению режима и готовы оказать бизнесу любую правовую и методологическую
поддержку".
[ Регистрация | Вход ]