Госслужба медом покажется. Минтруд предлагает втрое увеличить оклады федеральных чиновников с 2014 года
В ближайшую "трехлетку" зарплаты федеральных
чиновников - государственных гражданских служащих - существенно повысятся. В
проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы для этого заложено 135
миллиардов рублей. По словам первого заместителя министра финансов Татьяны
Нестеренко, которую цитируют СМИ, к 2018 году зарплата федеральных госслужащих
увеличится в 2,6 раза и превысит среднюю по экономике в 1,7 раза. В минфине это
подтвердили. Впрочем, бюджетные средства
предлагают направлять не на увеличение окладов министров, начальников отделов,
их помощников и т. д., а на поощрения и премии, из которых сегодня по традиции
складывается общий размер министерских зарплат. (Доля оклада в зарплате
госслужащего оставляет 17,8 процента, остальное (82,2 процента) - различные
поощрения и премии.) Цель - стимулировать самых эффективных управленцев, а
нерадивые сами уйдут. В минтруде считают, что увеличивать надо не
"бонусную" часть, а непосредственно мизерные оклады госслужащих Так,
ежемесячный должностной оклад заместителя федерального министра - а это высшая
группа должностей в категории "руководители" сегодня не дотягивает и
до 10 тысяч рублей. Директору департамента министерства положено 8287 рублей. А
какой-нибудь сотрудник отдела из младшей группы должностей, например "специалист
первого разряда" имеет оклад 3507 рублей в месяц. Остальное - надбавки и
поощрения. В минтруде, соответственно, предлагают повысить долю постоянной
величины оклада в зарплате с 2014 года с нынешних 17,8 до 50 процентов. Это
потребует дополнительно из бюджета, например, в 2014 году 78,5 миллиарда
рублей. Зато рост денежного содержания госслужащих в 2014 году увеличится на
29,7 процента по сравнению с 2012 годом, подсчитали в министерстве.
"Поднятие окладов и в целом денежного содержания решит как минимум три
задачи, считают в минтруде. Во-первых, оклады госслужащих станут конкурентными
на рынке труда. "Люди будут понимать, сколько зарабатывают, исходя из
постоянной величины оклада, а не из переменных надбавок и поощрений", -
поясняют "РГ" в ведомстве. Во-вторых, это будет способствовать
мотивации, антикоррупционному поведению и закреплению кадров в федеральных
органах власти. "Сейчас выгоднее трудиться в бизнесе", - отмечают в
минтруде. В-третьих, повышение окладов скажется на повышении пенсий: "Сегодня
пенсия федерального госслужащего рассчитывается исходя из оклада, а не
месячного содержания". Как сообщили "РГ" в министерстве, этот и
другие варианты повышения зарплат уже рассматривались на Комиссии при
президенте РФ по вопросам госслужбы и резерва управленческих кадров.
Оптимальным пока признано предложение минтруда, которое решает проблему
закрепления госслужащих в госорганах. Впрочем, дискуссия не закончилась и будет
вскоре продолжена на бюджетной комиссии правительства.
Глава экспертной группы минфина Евсей
Гурвич в данном случае задается вопросами, насколько оправдано такое повышение
окладов, как повлияет на оплату труда в других отраслях экономики, в частном
секторе и какими последствиями обернется в целом для российской экономики?
"Все это нужно тщательно просчитать", - предупреждает он.
По мнению научного сотрудника
Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Андрея Чернявского,
повышение окладов федеральным чиновникам может поставить в неблагоприятное
положение регионы с их ограниченными ресурсами. "Это будет влиять на
повышение средней зарплаты по регионам и, следовательно, осложнять доведение
зарплат бюджетников до среднего уровня", - поясняет он. Здесь, кстати,
заметим, что до 2018 года на программу поэтапного повышения зарплат бюджетников
- учителей, врачей, библиотекарей, сотрудников музеев и т. д., планируется
выделение беспрецедентной суммы - почти 5 триллионов рублей. При этом задача -
довести их среднюю заработную плату до 100 процентов от средней величины по
экономике . А для некоторых категорий бюджетников, например врачей, - до 200
процентов. Работа началась. Если у такой категории бюджетников, как социальные
работники, среднемесячная зарплата в 2011 году была 8,4 тысячи рублей, или
всего 35,5 процента от уровня среднемесячной заработной платы, в целом по
России, то в I квартале 2013 года выросла до 12,3 тысячи рублей.
Кроме того, Андрей Чернявский
считает, что повышение окладов госслужащим - своеобразный сигнал обществу -
более предпочтительней и привлекательней работать госчиновниками в госсекторе и
получать большие зарплаты, чем наемными работниками или бизнесменами и
наполнять бюджет. "На наш взгляд, создаются ложные приоритеты и
преференции, которые ведут к тому, что люди не хотят заниматься бизнесом",
- говорит Чернявский. То, что якобы чиновников переманивают в частный сектор
огромными зарплатами - миф, добавляет он. "Если где и большие зарплаты, то
только в нефтегазовом секторе, но столько чиновников там не требуется", -
добавляет он.
По мнению заведующего
лабораторией бюджетного федерализма Института Гайдара Владимира Назарова,
повышать денежное содержание госчиновников надо обязательно. Но только за счет
премий и надбавок, как предлагает минфин.
"Новые подходы к
бюджетированию предполагают, что оплату труда чиновников любого уровня надо
привязывать к результату их труда, объему выполняемых функций". И в этом
плане "премиальный" подход более прогрессивен", - говорит
Назаров. И напоминает, что само министерство финансов дано живет по таким
правилам, показывая пример.
"Значительная доля оплаты
труда "топовых" сотрудников минфина, начиная с замдиректоров
департаментов, имеют не фиксированные оклады, а премиальные, с учетом сложности
и разного вида выполняемых работ", - говорит он. По его словам,
законодательно ничто не мешает другим министерствам устанавливать такую систему
оплаты труда. Субъективизма здесь быть не может, если установлены критерии, а
оплата труда чиновников прозрачна. Что касается системы начисления пенсий, то
новая пенсионная формула, по его словам, предполагает равные права уплаты
страховых взносов и расчета пенсий для всех будущих пенсионеров, замечает он.
[ Регистрация | Вход ]