Понравилась статья?

Поделись с друзьями!
ГИТ или прокуратура провели проверку: определяем законность постановлений

   Допускается ли отличие между постановлением о правонарушении и его копией, врученной организации?

   – Нет, не допускается.

   Кому направлять жалобу о несогласии с решением инспектора?

   – Руководителю госоргана, должностное лицо которого вынесло постановление о назначении административного наказания, главному государственному инспектору труда РФ или в суд.

   В какой срок можно оспорить постановление о привлечении к административной ответственности?

   – В течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

   Основная цель трудового законодательства – установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (ч. первая ст. 1 ТК РФ). Достижение этой цели государство реализует путем проведения надзора за соблюдением трудового законодательства. Как быть, если надзорные органы по результатам проверки вынесли постановление, с которым вы не согласны? От чего может зависеть назначение того или иного административного наказания? В каких случаях его законность можно оспорить?

   Какие надзорные органы могут выявлять трудовые нарушения   

   За соблюдением Конституции РФ и исполнением всех законов, в том числе в сфере трудовых отношений, следит Прокуратура РФ (п. 1 ст. 1, ст. 26 Закона № 2202-1). Органы прокуратуры независимы от органов государственной власти и при осуществлении надзора за исполнением законов не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21 Закона № 2202-1).

   Вместе с тем федеральный государственный надзор исключительно за соблюдением трудового законодательства осуществляет Федеральная инспекция труда. Она состоит из Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) и ее территориальных органов (государственных инспекций труда) (ч. первая ст. 353, ч. первая ст. 354 ТК РФ). Таким образом, проведение надзорных мероприятий, в результате которых работодатель может быть привлечен к административной ответственности, государство возлагает на должностных лиц прокуратуры и инспекций труда.


   Внимание!   

   Физлицо, представляющее юрлицо на основании доверенности, может быть отнесено к представителям юрлица и быть допущено к участию в производстве по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 182 ГК РФ, ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ, п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10)

   Общие правила для проведения проверок работодателей наряду с Трудовым кодексом определяет Закон № 294-ФЗ. Однако последний не распространяется на надзорную деятельность прокуратуры, а деятельность инспекций труда регламентирует постольку, поскольку не противоречит статье 12 Конвенции МОТ № 81 (п. 3 ч. 3 и ч. 5 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, ч. первая ст. 360 ТК РФ).

    Требования к протоколу об административном правонарушении   

   Дела об административных правонарушениях возбуждают должностные лица (ч. вторая ст. 28.7 КоАП РФ):

   – прокуратуры путем вынесения постановлений,

   – инспекций труда путем вынесения протоколов.

   Любой из этих документов должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). В исключительных случаях, когда необходимо выяснить какие-либо обстоятельства события, их составление может быть отложено на срок в пределах двух суток с момента выявления предполагаемого административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ). То есть, по общему правилу, протокол об административном правонарушении составляется в течение суток или в тот же день, что и акт проверки соблюдения трудового законодательства.

   Кодекс об административных правонарушениях предъявляет жесткие требования к содержанию документа о возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Выносимое прокурором постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать те же сведения, что и протокол об административном правонарушении. Дату и место составления, должность, фамилию и инициалы должностного лица, составившего документ, и др. По срокам вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении также аналогично протоколу (ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ).

   При составлении протокола/постановления об административном правонарушении физлицу или законному представителю юрлица, в отношении которого возбуждено дело, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ). Им должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ). Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем к нему прилагаются. 


   Внимание!   

   Привлечь к административной ответственности могут одновременно как организацию, так и ее руководителя и других работников, по вине которых было совершено правонарушение. Например, руководителя, сотрудника кадровой службы, бухгалтера (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5)

   Если лицо, в отношении которого ведется производство по делу, надлежащим образом извещено о времени и месте составления документа о возбуждении дела, то в случае его неявки протокол составляется в его отсутствие (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ). При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.

   Важно отметить, что законный представитель юрлица – это лицо, которое согласно учредительным документам выступает в качестве органа юрлица. Проще говоря, им является руководитель (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Из буквального прочтения норм Кодекса об административных правонарушениях, а также сложившейся судебной практики считается обязательным присутствие руководителя организации при возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юрлица.

   В этой связи руководителю рекомендуется взвешенно и серьезно относиться к получаемым вызовам и извещениям надзорных и контролирующих органов. В случае когда невозможно явиться лично по такому извещению, направлять в соответствующие органы компетентных представителей организации, способных представлять обоснованные пояснения по делу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).


   Внимание!   

   Предоставлять полномочия защитника интересов организации можно даже тому представителю, у которого нет юридического образования (ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ)

   Обратите внимание на текст доверенности, выдаваемой такому представителю. Она должна наделять доверенное лицо правом на участие в конкретном деле об административном правонарушении (абз. 5 п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. № 10, абз. 4 п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. № 5).

   Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях   

   Дела об административных правонарушениях рассматриваются в определенном порядке (гл. 29 КоАП РФ). До рассмотрения дела об административном нарушении обязательно проводится подготовка, в ходе которой выясняется ряд вопросов (ст. 29.1 КоАП РФ). Например, правильно ли оформлен протокол и иные материалы дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу и др.

   При рассмотрении дела исследуются и оцениваются доказательства, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения (ст. 29.7 КоАП РФ). Одно из требований к постановлению о назначении административного наказания – оно должно содержать мотивированное решение по делу (ст. 29.10 КоАП РФ).

   Примеры процессуальных нарушений, повлекших отмену постановлений о назначении административного наказания    

Нарушение

Реквизиты решения суда

Недопущение административным органом представителя организации к участию в составлении протокола

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2013 г. № 09АП-5345/2013 по делу № А40-121007/12-146-113

Составление нескольких протоколов об административном правонарушении по одному факту правонарушения

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2011 г. № 09АП-8829/2011-АК по делу № А40-149601/10-145-1008

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2013 г. по делу № А43-1549/2013

   Соблюдение процедуры – самый важный аспект законности в вопросе привлечения работодателя к административной ответственности. Безусловным основанием для отмены решения, вынесенного административным органом или судом, являются : несоблюдение порядка рассмотрения дела, несоответствие постановления о назначении наказания требованиям законодательства и др. (таблица выше).

   Кроме того, установлен прямой запрет на использование доказательств, полученных с нарушением закона, в том числе при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля, надзора и муниципального контроля (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ). Поэтому если сведения, относящиеся к делу, получены с нарушением Закона № 294-ФЗ, то они не могут быть использованы в качестве доказательств (ст. 20 Закона № 294-ФЗ).

   Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении (образец ниже) может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

 

http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/600x0/pbgpgx.jpg
   скачать образец

   От чего зависит назначение того или иного административного наказания   

   Дело об административном правонарушении рассматривается уполномоченным должностным лицом соответствующей инспекции труда либо судьей районного суда по месту совершения правонарушения (ч. 2 ст. 23.1, ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). В полномочия прокурора не входит признание лица виновным и наложение на него административного штрафа. Он в любом случае направляет дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях со всеми необходимыми материалами для рассмотрения в соответствующую инспекцию труда либо в суд (ст. 28.8 КоАП РФ).


   Совет   

   Обжалуйте постановления об административных правонарушениях в сфере труда в отношении юрлица в суд общей юрисдикции по месту совершения правонарушения, а не в арбитражный суд. В противном случае вы можете пропустить срок обжалования (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 февраля 2009 г. № Ф04-1020/2009(1011-А27-3) по делу № А2710311/20085)

   Роструд вправе рассматривать определенные дела об административных правонарушениях, однако может передать дело и в суд (ч. 2 ст. 23.1, ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ). Должностные лица инспекции труда вправе назначить наказание в виде административного штрафа (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Между тем санкция статьи 5.27 Кодекса об административных нарушениях предусматривает также наказание в виде приостановления деятельности, которое могут назначать только судьи (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

   Дело передается на рассмотрение судье при условии, что должностное лицо Роструда признало необходимым обсудить с судом вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей. При этом должны учитываться характер совершенного правонарушения, личность лица, в отношении которого ведется производство по делу, и другие обстоятельства (ст. 4.1, 4.2. и 4.3 КоАП РФ).

   Наказание в виде административного приостановления деятельности применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей и при условии, если менее строгие меры не смогут обеспечить достижение цели административного наказания (ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Также установлено, что наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

   Таким образом, должностное лицо инспекции труда, принимая решение передать в суд дело об административном правонарушении по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, должно обладать достаточными данными, указывающими на возникновение угрозы жизни и здоровью людей. То есть если нарушение законодательства о труде и охране труда связано с несчастным случаем на производстве, то вероятность направления дела в суд, а значит, назначения наказания, отнесенного к исключительной прерогативе суда, более чем вероятно. Кроме этого, при выявлении нарушений, связанных с несчастным случаем на производстве, помимо привлечения юрлица к административной ответственности, практически всегда встает вопрос об уголовной ответственности в отношении виновных должностных лиц (ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 143 УК РФ).


   Запомните главное   

   Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/600x0/j7gjpz.png

Ольга ИСАЕВА,

 заместитель начальника II отдела центрального аппарата ГИТ в Московской области:

– Административный орган обязан направить лицу, привлекаемому к ответственности, извещение о месте, дате и времени составления протокола об административном правонарушении. Надлежащим извещением является соответствующее факсимильное сообщение, заказное или ценное письмо, телеграмма, телефонограмма, которую юрлицо получило или отказалось получать на почте по месту своей регистрации. Таким же образом происходит извещение о месте, дате и времени рассмотрения протокола, постановления об административном правонарушении.

http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/600x0/bbylcd.png

Татьяна ВАСИЛЬЕВА,

 юрист, ведущий консультант журнала «Кадровое дело»:

– Протокол и содержащиеся в нем сведения – основное средство доказывания по делам об административных нарушениях. При нарушении установленной процедуры составления протокол не может рассматриваться в качестве доказательства. При этом не любое, а только существенное нарушение порядка привлечения к административной ответственности влечет признание незаконным постановления о привлечении к ответственности и его отмену.

http://e.profkiosk.ru/service_tbn2/resize/zoom/600x0/al9zez.png

Елена ТИТОВИЧ,

 заместитель директора по кадровым вопросам розничной сети «Бимарт» (г. Владимир):

– Предмет постановления о назначении административного наказания должен быть законодательно обоснован и логичен. В противном случае организация вправе обжаловать такое решение надзорного органа в суде в установленном порядке. Срок для обжалования – 10 дней со дня получения постановления. 

Документы в тему

Документ

Поможет вам

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ)

Ознакомиться с общим порядком проведения проверок контролирующими органами

Глава 57 ТК РФ, Конвенция Международной организации труда от 11 июля 1947 г. № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (далее – Конвенция МОТ № 81), Административный регламент, утвержденный приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н, Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875 (далее – Положение, утвержденное постановлением № 875)

Уточнить правила проведения проверки государственными инспекциями труда

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 22021 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее –Закон № 2202-1)

Узнать о порядке проведения контрольно-надзорных мероприятий органами прокуратуры

Глава 30 КоАП РФ

Обжаловать постановление по делу об административных правонарушениях

 

Материал подготовила Жанна СЛОБОДЯНЮК, начальник отдела правового обеспечения надзорной деятельности Государственной инспекции труда в Ленинградской области

   Источник: журнал «Кадровое дело»

23.10.2014 09:39 Ник Просмотров: 3302 Комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]