Понравилась статья?

Поделись с друзьями!
Бюллетень на свет. Почему больничный лист открывает врач, а закрывает работодатель

   Закрыть больничный можно будет не приходя на прием к врачу. Вы лишь звоните ему по телефону и сообщаете, что выздоровели. А можно сделать еще проще: выходите на работу, и этого будет достаточно для того, чтобы бюллетень автоматически закрыли.

   При этом никаких бумажных носителей! Вся документация - исключительно в электронном виде, благодаря чему она доступна и врачу, и работодателю. Сейчас такая система действует в Литве. Российская делегация, в которую вошли представители минздрава, минтруда и Фонда социального страхования России, изучала этот опыт, чтобы применить его в нашей стране.

   Получение в Литве больничного выглядит так. Заболев, человек обращается к доктору, который в зависимости от диагноза открывает ему листок временной нетрудоспособности на определенное количество дней, но не больше чем на 14. Информацию об этом врач сразу заносит в систему, доступ к которой имеет также фонд соцстраха и работодатель.

   На пенсию и больничные добавили 10 процентов

   Если пациент чувствует, что поправился и готов выйти на работу, он звонит своему лечащему врачу, информирует его об этом, и тот заочно закрывает больничный. Или это может сделать работодатель. Увидев человека на рабочем месте, он входит в ту же электронную систему и делает в ней соответствующую запись.

   Только если болезнь не отступает, человек вновь идет к доктору, и тот может продлить бюллетень.

   "Мы посчитали, что на закрытие больничного на приеме у врача человек тратит как минимум два часа времени. Один час работы стоит в Литве в среднем 12,5 лита (примерно 170 рублей - "РГ"). Таким образом, закрывая бюллетень заочно, наше население экономит 16 миллионов литов в год", - рассказывает заместитель руководителя фонда соцстрахования Литвы ("содра") МиндаугаСтрумскис. Кроме того, еще миллион литов в год экономит государство на печати бланков больничных. Уменьшились бумажные архивы в медучреждениях, у работодателей и в "содре", улучшился контроль за выдачей бюллетеней.

   Сейчас в Литве уже не получится оформить больничный и улететь на недельку отдыхать, например, на Мальдивы. У "содры" заключен договор с погранслужбой и вузами. И если во время болезни человек выезжает за границу, система "сигнализирует" об этом, и начинается разбирательство. Если человек поехал за рубеж лечиться, и это подтверждено медицинскими документами, вопросов нет. А если на отдых - больничный ему не оплатят, да и у работодателя к такому работнику возникнет много вопросов. Это касается и работающих студентов-заочников. Если человек оформил листок нетрудоспособности, а сам пошел сдавать экзамен, тайна станет явной.

   И еще в Литве больничные не платятся по умолчанию. Если человек претендует на выплату, он может зайти на сайт банка, в котором у него открыт счет, и написать заявление на получение выплаты по листку нетрудоспособности в специальном разделе. Если в течение полугода он за выплатой по больничному не обратится, право на нее сгорает.

   В России внедрение подобной системы, когда человек мог бы закрывать бюллетень заочно, тоже возможно. Как пояснила директор  департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Минздрава России Екатерина Какорина, это позволит освободить врачей от лишней бумажной работы и сэкономить время пациентов.

   Бумажные больничные в России заменят на электронные

   В Казани протестируют введение электронных больничных

   Правда, заработать такая система в нашей стране сможет только после того, как будут внедрены электронные больничные, которые появились в Литве четыре года назад. Россия же пока делает первые шаги по их внедрению. Как отметила руководитель департамента страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фонда социального страхования Марина Сальникова, 18 регионов готовятся стать пилотными проектами, реализация которых планируется на 2015-2016 годы. Нормативно-правовая база для этого сейчас в процессе разработки. Система будет похожа на литовскую. Информацию о том, что больному открывается больничный, врач будет заносить в систему, доступ к которой будет также у Фонда соцстраха и работодателей. Последние в том числе смогут в любой момент зайти в систему и увидеть, открыт ли больничный для работника, если, скажем, тот не пришел на работу, сославшись на плохое самочувствие.

   "Мы понимаем, что на внедрение новой системы уйдет не один год. Сначала ее опробуют в одном регионе. В эксперименте будут участвовать отдельные работодатели и медучреждения", - рассказывает Марина Сальникова. Далее ее будут опробовать в других "пилотах". И только после того, как будут достигнуты положительные результаты, ее распространят на страну.

   Электронный больничный не единственное, что российская делегация взяла на заметку. Например, заинтересовала их и работа кол-центра литовского фонда социального страхования, звонки в который в скором времени начнут иметь юридическую силу. Там планируется установить систему идентификации голосов клиентов. И тогда, просто набрав телефонный номер, человек сможет не только получить консультацию, но и попросить фонд выполнить нужные ему услуги.

   Если в Литве эксперимент окажется успешным, Россия последует этому примеру.

   Как вам это?

   Эдуард Гаврилов, директор Фонда независимого мониторинга "Здоровье":

   - Идея обеспечить возможность закрывать больничный лист на работе интересная, но относиться к ней нужно осторожно. Сейчас одна из главных проблем в наших поликлиниках - большие очереди. В них стоят и больные, нуждающиеся в консультации врача, и уже практически здоровые, которым нужно закрыть больничный, например, после незначительной простуды. Закрытие больничного листа работодателем дало бы возможность существенно сократить объем бумажной работы для врача.

   Но инициатива неоднозначная и требует дополнительной проработки. Далеко не всегда больной может сам объективно оценить свое состояние. Думаю, в качестве первого шага можно было бы создать реестр "несложных" заболеваний, к которым может быть применена система автоматического закрытия больничного.

   Ирина Лебединская, врач-терапевт высшей категории:

   - Предлагаемый подход имеет и очевидные плюсы, но и массу минусов. Конечно, врача вроде бы избавляют от излишней писанины, и это можно только приветствовать. Однако как нельзя ставить диагнозы по телефону, точно так же констатировать, что пациент выздоровел и может приступить к работе заочно, не видя пациента, - неправильно. Даже в случае банальной ОРВИ нельзя исключить возникновения осложнений. Пациент отлежался несколько дней и пошел на работу с остаточным насморком и кашлем, а в итоге он может слечь с гайморитом, бронхитом, воспалением легких и так далее. На практике мы сталкиваемся и с тем, что по состоянию здоровья человек уже может выйти на работу, но просит подержать его дома еще несколько дней. И, наоборот, больному показан постельный режим, а он отказывается от больничного - ему нужно на работу. Так что я все-таки за сотрудничество пациента и врача и общую ответственность за результаты лечения.

   Владимир Задионченко, завкафедрой терапии и семейной медицины МГМСУ:

   - Надо очень аккуратно подходить к внедрению этой системы. Она, конечно, сократит нагрузку на врача, который закрывает больничные листы. Это сэкономит время у больного, который не будет записываться на конечный прием. В этом есть определенная польза. Но как больной сам сможет определить, выздоровел он или нет? Это практически невозможно. Недолеченные больные подвергают себя опасности: заболевания могут перейти в хроническую фазу, и затем уже мы имеем дело не с острым больным, а с хроническим больным. Исключить такие риски нельзя, тут уже предложение приобретает отрицательный характер.

   Максим Мезенцов, заместитель главного врача больницы N 4 г. Перми:

   - Положительный момент в предлагаемой системе - создание публичной базы больничных листов. Работодатель, у которого пациент находится на службе, сможет узнать, действительно ли его сотрудник болен. Если такая база появится, это действительно поможет в борьбе с фальсификацией больничных, что для нашей страны очень большая проблема. Правда, при ее создании необходимо прояснить, как защищать персональные данные пациентов. Что касается автоматического закрытия больничных, надо отметить, что в разных случаях требуются разные сроки лечения. Это может быть больше, чем 14 дней, а может быть и меньше. Выздоровление - это все же врачебный критерий, а оценка пациента остается субъективной.

Ирина Невинная

   Источник: http://www.rg.ru/

04.07.2014 15:05 Ник Просмотров: 1225 Комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]