Новый ГОСТ по обучению охране труда: отличия от старого

Понравилась статья?

Поделись с друзьями!
Новый ГОСТ по обучению охране труда: отличия от старого

1 марта 2017 года начинает действовать новый Межгосударственный стандарт обучения безопасности труда ГОСТ 12.0.004–2015. Положения старого ГОСТ 12.0.004‑90 в нем отредактированы и дополнены с учетом развивающихся технологий и международной практики обучения безопасности труда.

Новый госстандарт:

  • устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда работников;
  • распространяется на все юридические и физические лица, связанные с трудовой деятельностью, а также с обучением подрастающего поколения;
  • расширяет виды и формы обучения, категории обучаемых лиц;
  • представляет программы обучения безопасности труда.

Важно!

Обучение охране труда отнесено к виду экономической деятельности по дополнительному профессиональному образованию и имеет кодовое обозначение 85.42.9


Раздвинуты границы учебного процесса

ГОСТ 12.0.004–2015 значительно объемнее своего предшественника. Он описывает множество видов и форм обучения, которые стали возможными благодаря современным IT-технологиям. Даже при беглом взгляде на оглавление видно, что документ охватывает обучение безопасности труда в разные периоды учебной и трудовой деятельности человека. Разделы описывают особенности обучения безопасному труду:

  • в ходе учебно-воспитательного процесса и учебных занятий;
  • непосредственно на работе;
  • в обучающих организациях;
  • в форме инструктажа;
  • в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте;
  • в форме проверки знаний;
  • в виде специального обучения безопасным методам и приемам выполнения работ;
  • в виде специального обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • в форме отдельного курса обучения с итоговой проверкой знаний.

Большое внимание ГОСТ уделяет организации процесса обучения: методам, способам, порядку, программам обучения и формам контроля знаний.


Введены новые понятия

ГОСТ 12.0.004–2015 вводит новые понятия, которых не было в прежнем стандарте. Это такие понятия, как «организатор обучения» и «обучающая организация».

Организатором обучения называется организация или индивидуальный предприниматель, которые организуют и проводят обучение и проверку знаний:

  • своих работников как работодатель;
  • иных работающих, включая персонал подрядчиков, как организатор производства, на котором они работают.
  • Обучающая организация — это организация, имеющая законное право оказывать сторонним организациям и лицам услуги:
  • по обучению и проверке знаний;
  • вопросам безопасности труда, охраны труда, безопасности производства.

Уточнен и расширен состав обучающихся

ГОСТ 12.0.004–2015 расширяет состав обучающихся. Основными группами лиц, которые проходят обучение безопасности труда, являются:

  • руководители всех уровней и рангов, занятые управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;
  • специалисты, помогающие руководителям всех уровней и рангов, занятым управлением, в том числе безопасностью и (или) охраной труда;
  • лица, привлекаемые к управлению охраной труда на общественных началах в различного рода комиссиях, комитетах, а также представители работников;
  • самозанятые лица, организующие безопасное выполнение работ и безопасность своего труда самостоятельно;
  • специалисты по охране труда, профессионально занятые управлением охраной труда и (или) безопасностью труда;
  • лица, не участвующие в управлении и занятые простым процессом труда, безопасным выполнением своей трудовой функции.

Из этих групп формируются подгруппы по профессиональному признаку, например:

  • члены постоянно действующих у работодателя комиссий по проверке знаний требований охраны труда работников, а также работники, участвующие в организации и проведении процесса обучения у работодателя, включая инструктажи (инструкторы по охране труда);
  • педагогические работники образовательных учреждений и организаций — преподаватели дисциплин «Охрана труда», «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность технологических процессов и производств», «Техносферная безопасность» и т. п.

Для каждой группы обучающие организации составляют программы с учетом специфики профессиональной деятельности слушателей.


Утверждены нестандартные формы обучения

Прежний госстандарт не делает различий между формами обучения. Отдельным пунктом в нем лишь перечислено, где его можно проводить: в учебных лабораториях, мастерских, участках, цехах и т. п. (п 3.4 ГОСТ 12.0.004–90). Новый ГОСТ содержит подробные описания девяти форм обучения безопасному труду, а именно:

  • традиционное обучение в аудитории обучающего центра (лекции, семинары, практические занятия, тренинги, лабораторные работы);
  • аудиторное обучение за компьютерным обучающим комплексом;
  • дистанционное обучение;
  • обучение приемам и получение устойчивых практических навыков правильного безопасного выполнения трудовых операций на тренажерах и (или) на учебных рабочих местах;
  • обучение приемам и получение устойчивых практических навыков оказания первой помощи пострадавшим на тренажерах и (или) манекенах;
  • инструктаж;
  • стажировка;
  • проверка и самопроверка полученных и остаточных знаний, в том числе тестирование при помощи компьютерных средств;
  • проверка и самопроверка полученных умений и навыков, в том числе в деловых играх и при помощи тренажеров и манекенов.

Пояснены варианты графиков обучения

Для занятий в обучающей организации можно подобрать тот график, который удобнее совмещать с основной трудовой или учебной деятельностью. Обучение может быть:

  • классическое непрерывное до освоения всей программы и сдачи экзамена, собеседования или тестирования. Его проводят ежедневно в форме аудиторных занятий;
  • модульное аудиторное, когда различные тематики разбиты по дням и можно делать перерывы между изучением отдельных тем;
  • дистанционное обучение с применением современных информационных технологий;
  • комбинированное обучение, использующее различные формы организации обучения.
  • Когда обучение происходит в дистанционной форме или с использованием электронного обучения, учебные центры:
  • оказывают учебно-методическую помощь обучающимся в форме индивидуальных консультаций по аудио- и видеосвязи;
  • самостоятельно определяют соотношение объема аудиторных занятий и занятий с применением электронных образовательных технологий.

Особенности организации электронной формы и дистанционного способа обучения утверждены (приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2).


Дополнены приложения к госстандарту

ГОСТ 12.0.004–2015 сохранил структуру инструктажей по охране труда, установленных предыдущим стандартом: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой. Причем для целевого инструктажа новый ГОСТ вводит отдельный журнал, в котором регистрируют результаты инструктажа.

Образец заполнения журнала регистрации целевого инструктажа по охране труда

В приложениях к ГОСТ 12.0.004–2015 также приведены:

  • примерная программа вводного инструктажа по охране труда;
  • примерная программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;
  • примерная программа обучения приемам оказания первой помощи пострадавшим;
  • универсальная программа базового основного курса обучения «Основы управления условиями и охраной труда».

Напоминаем

ГОСТы не являются нормативно-правовыми актами, содержащими обязательные требования. Поэтому, данный стандарт, как и все остальные ГОСТы может применяться в качестве рекомендаций для организации учебного процесса по охране труда.

02.03.2017 01:03 Ник Просмотров: 1462 Комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]